Бывает, когда я слушаю подростков или взрослых людей, рассказывающих о своих детских переживаниях, мое терпение доходит до точки кипения. Ведь речь идет о людях, страдающих от неврозов, депрессии, инвалидизирующих психосоматических симптомов (обмороки, диареи, рвота, кожные высыпания, судороги, головные боли и др).
Я вообще то очень лояльна ко всему живому, и в том числе к родителям. Но соприкосновение с детскими воспоминаниями, наполненными тревогой, обидами, одиночеством, тоской, несколько сбивает меня с философского лада.
Сейчас многие родители очень вдумчивы и внимательны и к себе и к своим детям. О том как правильно воспитывать детей слышишь из каждого утюга. Но у родителей бывает свой невроз. Они ведь тоже когда-то были недолюбленными детьми не получивших любви детей. И теперь каждое поколение несет на себе эту родовую печать.
Поэтому, на всякий случай, для того ли чтобы кого-то предостеречь и что-то напомнить, а может просто самой успокоиться, хочу перечислить некоторые из родительских действий по превращению способного, чувствительного ребенка в грустное, ничего не желающее или всего боящееся создание, неуверенное в себе и не доверяющее всему миру, неспособное получить удовольствие от жизни и реализовать свои дарования.
Итак,
Инструкция по воспитанию детей. Предназначена для использования с детьми более менее осознанного возраста (от 5-6 л и далее):
- Не надо много прислушиваться к себе и своим чувствам, и думать что бы они значили, и уж тем более не стоит думать о чувствах ребенка. Действовать лучше импульсивно, как только кровь ударила в голову.
- Не стоит давать ребенку возможность думать о том, что он хочет. Взрослому понятнее чего хочет ребенок. И ребенку будет проще — бери и делай как сказали. Еще круче — убедить ребенка в том, что он хочет именно этого. Но это высокий педагогический талант.
- Не принимайте всерьез детские обидки и капризы. Сказано — Нельзя, значит нельзя. А слезы — это для того, чтобы меньше потом в туалет ходить.
- Ремень — вполне приемлемое подкрепление родительскому слову. А как еще заставить не лениться или выполнять свои обязанности. Вырастет — спасибо скажет.
- Ставьте в пример своему ребенку других детей или восхищайтесь ими при ребенке. Говорите так: «А у Коли — врожденная грамотность». И смотрите многозначительно на ребенка. Пусть равняется на лучших.
- Можно самому родителю стать беспомощным и пассивным и проявлять нужду в поддержке от своего ребенка. Пусть быстрее взрослеет и учится сопереживанию.
- Учеба — главное дело жизни, дело вместо жизни. На алтарь школьных успехов положите всё — последние деньги на репетиторов, вечернюю зубрежку, постоянные нотации и недовольство школьными успехами, постоянное напряжение и стресс у всех членов семьи.
- Культивируйте в ребенке чувство вины: «Ты болел, мы так много вложили в твое здоровье», «Тебя ждали как мальчика, а ты родилась девочкой», «Я и так одинока, а еще и ты по вечерам уходишь гулять», «Ты плохо себя вел, и вот теперь у меня болит голова»… и т.п.
- Пользуйтесь этими способами регулярно, не изменяйте себе. Даже если один раз вы по-настоящему искренне и доверительно поговорите со своим ребенком, он чего доброго запомнит это как опыт, говорящий о том, что не все так однозначно и обретет надежду.
В общем, «Если вы по коридору мчитесь на велосипеде…». Эх, Григория Остера бы сюда. «Книгу для путёвых родителей».
Светлана Миронова
Поделиться записью в социальных сетях: