Депрессия — серьезное заболевание, являющееся следствием физиологических нарушений или частых стрессов, психических травм.
Женщины чаще мужчин склонны переживать депрессию или иметь депрессивные мысли и чувства. Поскольку мой сайт посвящен женщинам, в этой статье я часто буду упоминать именно их, хотя и мужчины могут переживать депрессию. Несмотря на то, что форма может различаться, причины остаются теми же.
Для депрессии характерна так называемая триада симптомов: снижение настроения, замедление мышления, двигательная заторможенность. Женщины, подверженные депрессии, жалуются на тоску, подавленность, печаль. Они не проявляют реакции ни на радостное событие, ни на грустное. У них нет стремлений, желаний, мотивации, сил. «Пустота и тупая боль», «словно в яме и нет сил вылезать», «на что ни посмотрю, все кругом серое» — таковы некоторые из описаний депрессивного состояния, встречавшиеся в моей клинической практике.
При маскированной депрессии страдает соматическая сфера, т.е. женщина много и часто болеет.
Клинические исследования последних лет показывают, что депрессивные переживания лежат и в основе нарушений пищевого поведения (анорексия, булимия, переедание).
Депрессивные переживания не обязательно вызывают клиническую депрессию. Они могут лежать в основе депрессивного характера, при котором женщина видит мир в мрачном свете, часто жалуется, испытывает много тревог и страхов, часто болеет и проч.
На сайте Вы можете пройти экспресс тест на наличие и выраженность депрессии.
Исследования депрессии в России и за рубежом свидетельствуют о том, что семья и семейное устройство имеют основополагающее значение для воспитания здоровой личности. В то же время есть определенные типы семей — семейных традиций, привычек, стереотипов, закладывающих основу депрессивных переживаний. Рассмотрим их подробнее:
Семьи, где подавляются проявления активности, возможность отстаивать свои желания или независимость
В таких семьях хороший ребенок – это спокойный, послушный, никому не мешающий и сам себя развлекающий ребенок, не выражающий агрессии, не донимающий родителей капризами или истериками.
Во взрослом возрасте женщина, выросшая в такой семье, старается быть всем приятной, для всех хорошей и испытывает большой стресс, если она кому-то не понравилась. Это требует колоссальных усилий и большого напряжения. Но как бы мы ни старались, мы не можем нравиться всем. Иногда позиция вечно подстраивающейся вызывает раздражение у партнеров по общению. Кроме того, подстраиваясь, сложно удовлетворять свои собственные потребности и интересы. Постепенно накапливающаяся неудовлетворенность и напряжение могут стать основой депрессии;
Семьи, где затруднен процесс отделения ребенка от матери
В здоровом виде отделение начинается уже в младенчестве. С определенного момента младенец может начать время от времени отказываться от материнской груди, или проявлять агрессию, демонстрируя, таким образом, стремление к отделению (пока еще бессознательно, конечно). Все кризисные периоды развития ребенка (год, 3 года, 7 лет, подростковый возраст) связаны с нарастающей тенденцией отделения.
Если мама тревожна, сильно нервничает и боится отпускать ребенка, если ей кажется, что ребенок отказывается от нее или проявляет агрессию потому что она плохая мать, тогда она обижается, расстраивается и сама отстраняется от ребенка. И ребенок, любя маму и нуждаясь в ней, постарается не отделяться, чтобы остаться с мамой. Если мама холодна и отстранена (а часто такими бывают мамы, склонные к депрессивным состояниям), ребенок сам не захочет отделяться, ведь ему и так не хватило тепла. Он будет льнуть к маме и искать контакты с ней, но она, в силу своего депрессивного статуса, будет еще сильнее отвергать его.
Впоследствии женщины, чьи матери тревожно или холодно относились к процессам отделения, испытывают много страданий в связи с любым расставанием, разлукой или их потенциальной возможностью, загоняя себя в зависимые отношения и депрессивные переживания;
Семьи, где блокируется здоровое стремление к достижениям или удовольствиям
«Не будь выскочкой, довольствуйся малым», — такие сценарии получают дети в этих семьях.
В дальнейшем женщина живет с могучим внутренним конфликтом – хочет двигаться вперед и достигать (стремление, продиктованное природой), но что-то не дает, подавляет эти стремления (семейный сценарий о том, что достигать — это плохо). Таким образом, ребенок получает установку, остающуюся в бессознательном, которая всегда сильнее сознательных намерений. Не будучи способным справится с конфликтом, женщина может бессознательно выбрать перестать бороться, сдаться, «залечь на дно» и «не высовываться». В более легких случаях это будет выражаться в недостатке инициативы, здоровых стремлений и невозможности делать то, что хочется, в тяжелых — нежелание и невозможность работать, общаться с людьми, обустраивать свою жизнь;
Семьи, в которых культивируются обязательства по отношению к родителям
В таких семьях обычно много вкладывается в образование и развитие ребенка. Но не для него самого, а как инвестиция в будущее самих родителей. Когда идея типа «мы в тебя вкладываем, а ты должен возвращать» явно или неявно «витает» в семье, тогда своих желаний как будто нет, вся жизнь становится реализацией родительских амбиций.
Вырастая, такие женщины чувствуют пустоту на том месте, где другой бы почувствовал радость достижения или желание чего-то добиться. Ведь если не вернуть, это значит предать свою семью, стать изгоем, плохим, а это невыносимо для человека, усвоившего такой сценарий. Женщина часто мучается непонятным чувством долга и вины, ощущением, что она постоянно кому-то и что-то должна (не только родителям, но и обществу, другим людям);
Семьи, в которых ребенка любят только если он соответствует идеальной модели, шаблону
Если ребенку удается совпасть с идеалом, то много хвалят и «ставят на пьедестал». Если соответствовать не получается, все стремления или попытки чем-то заинтересоваться или чего-то достичь обесцениваются.
В итоге формируется нарциссическая структура характера. Это такой тип характера, в котором человек ориентирован на достижения, причем со 100% результатом. Для него не существует достаточно хорошего результата, он должен быть только превосходным. «Достаточно хороший результат – это я в дерьме», — так высказалась одна преуспевающая, но истощенная молодая леди. Понятно, что всегда и везде быть на 100% совершенным – недостижимая задача. И женщина начинает испытывать стыд и пустоту за свое несовершенство, вместо принятия своих ограничений и радостного и здорового стремления жить и достигать.
Как помочь человеку, переживающему депрессию?
Родные и близкие женщин, склонных переживать депрессию, часто не понимают причин такого состояния и относятся к страдающему пренебрежительно-насмешливо, читая нотации типа «Хватит уж лежать, пошла бы хоть полы помыла», «Хватит ныть, иди работай». В Интернете тоже много похожих советов для борьбы с этим недугом: от переклеить обои до поменять работу, найти хобби, изменить способ мышления.
Эти советы могут помочь людям, испытывающим временные периоды уныния, тоски, апатии, и то не всегда. Человек, страдающий депрессией, не может найти силы на то, чтобы что-то спонтанно поменять, да и зачастую не видит смысла. Депрессия затрагивает мотивационный компонент мышления. «А зачем?», — обычный вопрос людей, находящихся в депрессивном состоянии.
Если депрессия связана с биологическими причинами, без медикаментов не обойтись. Одновременно рекомендуется психотерапия.
При депрессии, связанной с психосоциальными причинами, психотерапия является необходимой и достаточной.
На каких моментах фокусируется психотерапевтическое лечение?
Внимательный читатель мог заметить одну деталь в кратких описаниях депрессивных личностей, являющуюся общей для всех типов дисфункционального воспитания. Эта деталь заключается в восприятии женщиной себя как плохой, не заслуживающегой получения удовольствия и вообще каких-то благ. «Я – плохая» — это и есть та ловушка мышления, присвоенная в семье, которая отнимает силы, стремления, смыслы. Поэтому основные аспекты психотерапии направлены на обнаружение этой глубинной идеи собственной плохости и работу с ней.
Результатами обычно являются:
- появление способности отстаивать себя, свои желания и потребности;
- относиться к отношениям как к партнерству, а не зависимости;
- получать удовольствие и стремиться к достижениям без чувства вины и стыда;
- различать собственные желания и стремления от родительских установок и реализовывать их;
- принимать себя и радоваться себе неидеальной и несовершенной.
Т.е. найти и восстановить аспекты своей личности, утраченные в процессе взросления и социализации.
Не падайте духом, дорогие женщины, все поправимо!
Автор статьи: психолог Светлана Миронова
Светлана Миронова
Поделиться записью в социальных сетях: