Наблюдала на днях сцену в метро: в вагон вошла озабоченная, уставшая молодая мама с маленьким (примерно годовалым) ребенком в сидячей коляске. Встала в уголок, развернув коляску так, что ребенок оказался спиной к маме. Девочка в коляске начала беспокоиться, вертеть головой, стараясь увидеть маму, и негромко похныкивать. Мама достала соску и также, со спины, дала ее девочке. Ребенок еще некоторое время вел себя беспокойно, ничего не менялось. Девочка притихла, и автоматически принялась теребить игрушечное кольцо, лежащее в коляске. Взгляд ее стал таким же безжизненным, как и у мамы.
С точки зрения неискушенного наблюдателя можно было бы сказать, что здесь все хорошо. Маленький ребенок уже вполне самостоятельно может себя занять при минимальных маминых усилиях.
Это не так. Поведение девочки, ищущей маминого внимания, называется поведением привязанности или поиском привязанности. А переключение на манипуляции с кольцом, лишенные интереса детской игры — потерей надежды.
Какая бывает привязанность
Сегодня термин «привязанность» упоминается многими психологами и педагогами. Но не все хорошо понимают что это такое. Часто можно услышать — «у него ни к кому нет привязанности» или «он привязывается ко всем» и проч. Более детальные жалобы звучат так:
- Ребенок избегает отношений близости, недоверчив, не любит прикосновений, неласков, больше увлечен вещами, чем людьми (избегающее поведение привязанности).
- Ребенок то цепляется и не хочет отходить от мамы, кричит и плачет, а когда мама приходит, плачет еще сильней и безутешней или ведет себя агрессивно, может ударить маму. С трудом переносит одиночество, часто плачет (двойственное поведение привязанности).
- Ребенок очарователен с незнакомыми людьми, но жесток с близкими. Он лжет, не понимая, что правда будет открыта ближайшее время, совершает плохие поступки, не думая о последствиях. Кажется, что он слушает, когда с ним разговаривают, но на самом деле плохо понимает, что вы хотите сказать. Он оспаривает любое ваше решение, подставляет вас перед знакомыми людьми и вообще не проявляет к вам никаких чувств, кроме заинтересованности в удовлетворении его потребностей (хаотическое поведение привязанности).
Маленькая девочка в приведенном выше примере слишком рано научилась быть самостоятельной. Подобное поведение является поводом для радости, когда ребенок взрослеет и начинает отделяться от мамы (от 3-4 до 7 лет, а у кого-то и позже). Это возраст, когда малыш по-настоящему отделяется от взрослых, начинает воспринимать себя как отдельное от мамы существо и исследует мир. В возрасте же 1го года ребенок еще только начинает переживать свои первые отделения и еще нуждается в большом количестве маминой поддержки и внимания.
Похоже, что мама этой девочки дает ей какой-то уровень безопасности. Но в остальном она давно научилась успокаивать себя сама и довольствоваться минимальным маминым присутствием. Она быстро переключается на предметы, хотя и теряет при этом жизненную энергию. В дальнейшем ее поведение по отношению к другим людям может стать избегающим. Когда такие дети вырастают, их матери часто жалуются на их холодность и отсутствие интереса и тепла по отношению к родителям.
Дети, чьи родители ведут себя непоследовательно, могут проявлять излишнюю жесткость, авторитарность и при этом лишают тепла, с раннего возраста оставляют их без помощи и поддержки (неважно — из-за употребления алкоголя или оттого что мама много болеет и отсутствует в жизни ребенка в связи с госпитализациями или просто плохим самочувствием), более склонны формировать двойственный тип привязанности. Именно они обычно испытывают большие трудности с отделением. Такой ребенок может быть не готов отделиться и в 7 и в 10, а потом может сразу броситься в другие отношения, которые будут зависимыми.
Вырастая, они также будут испытывать трудности с доверием, их жизнь будет наполнена конфликтами — и внутренними и внешними, они будут искать близости такой степени, которую ни один партнер ни в состоянии будет дать.
Хаотический тип привязанности свойствен детям, испытывающим регулярное физическое и сексуальное насилие и жестокость. Такую привязанность могут развивать и дети с органическими поражениями центральной нервной системы, чьи потребности не удовлетворяются в силу разных причин.
Как итог важно добавить — жалобы «плохие отношения с детьми», «не справляюсь с ребенком», «ребенок плохо себя ведет, не слушается» и другие имеют самое прямое отношение к сфере привязанности.
Неужели все так плохо с привязанностью, спросите вы. К счастью, нет. Есть еще надежная привязанность, которую развивают дети, чьи родители относятся к ним с теплом и вниманием и предоставляют самостоятельность адекватно по мере их взросления.
И еще одна хорошая новость. Тип привязанности — это не пожизненный диагноз. В воспитании детей всегда возможен День сурка! Привязанность может стать надежной, если родители осознают свои ошибки, набираются сил и начинают помогать ребенку (даже выросшему) ощутить их любовь, внимание и тепло.
Берегите себя и своих детей!
Светлана Миронова
Поделиться записью в социальных сетях: