Одна совсем молоденькая девушка на приеме сказала грустно: «Мы с сестрой так хотели быть похожими на папу. Наш папа — самый спокойный человек в мире. Не то что мама — она вечно истерит, все ей не так, мы всегда под перекрестным огнем. Но со временем мы видим, что мы обе все больше походим на маму — мы можем также взрываться, терять контроль, быть импульсивными и неуправляемыми. Почему так?».
Незаметно вздохнув о своем, я ответила: «Потому что вы обе — женщины, а не мужчины». А что я могла еще сказать?
Эмоциональность женщин во много раз превосходит мужскую. Такими нас сделала природа и гормональный фон. Нейрофизиологи не так давно доказали, что для стабильности эмоциональной жизни женщины необходим баланс «гормонов радости» — окситоцина, вазопрессина, дофамина, серотонина и других. Более подробно о действии этих гормонов я пишу здесь.
Что происходит, когда этих гормонов не хватает?
Мы так устроены, что когда чего-то не хватает, приходит что-то другое, способное заместить дефицит. Организму надо чувствовать себя живым. И если у него нет «гормонов радости», на помощь приходят эндорфины. Эндорфины можно получить теми же путями, что и «гормоны радости». Но уж если мы не можем их получить, есть простой и легкий способ — поругаться. Да, да, я сама была удивлена, когда узнала, что при стрессе вырабатываются эндорфины. И это — катастрофическая подмена.
Эндорфины конечно оживляют тело, вводят в тонус симпатическую нервную систему. Но есть одна неприятность. Она заключается в том, что в организме женщины очень быстро развивается не только зависимость к ним, но и зависимость к способу их получения!
Что это значит?
Это значит, что женщина не может обходиться без стресса в отношениях. Например, отношения между супругами холодные и натянутые. Но стоит жене покричать и поругаться с супругом, их быт на несколько часов налаживается. Женщина чувствует больше близости, ей может захотеться секса, она сама становится более ласковой и нежной.
Или мать кричит на своего ребенка, а после этого старается угодить ему. Это не только оттого, что она пытается загладить свою вину. Эта реакция вызвана высвобождением эндорфинов.
Одна мама задумчиво сказала: «Это так приятно — наорать на своего непослушного ребенка, что постепенно хочется это делать снова и снова».
Может возникнуть вопрос — какая тогда разница, какие гормоны и при каких обстоятельствах вызывают нежность и сексуальное желание — окситоцин, полученный в доверительной беседе или эндорфины, выработавшиеся в результате стресса.
Разница колоссальная. Во-первых, влияние стресса на сердечно-сосудистую систему и тело агрессивное и интенсивное. Там где окситоцин, серотонин и прочие «гормоны радости» по очереди мягко расслабляют и активизируют, стресс разрушает организм и психику женщины. Во-вторых, постоянные крики и психологическая нестабильность в доме разрушают здоровье и партнеров, и детей.
Дети особенно чувствительны к нестабильному состоянию матери. Некоторые предпочитают потихоньку дистанцироваться и жить своей жизнью, у других развиваются различные психические нарушения — от тревожных неврозов до тяжелых пограничных личностных расстройств с суицидальными тенденциями и уходом в асоциальное поведение и употребление ПАВ.
Дорогие женщины, берегите свой внутренний мир.
Светлана Миронова
Поделиться записью в социальных сетях: