5 действий достаточно хорошей мамы

Были времена, когда родители не заморачивались относительно того хорошие ли они родители.

Вопрос выживания напрочь сметал все остальные сомнения и размышления. Сейчас все по-другому. Базовые потребности, такие как безопасность и сытость, удовлетворены в достаточной степени для того, чтобы думать о высоком… что в свою очередь ведет в другую крайность. Я имею ввиду тот невроз, который охватил лучшую часть женщин, стремящихся дать своим детям максимум из возможного, существующего на свете.

Изучая недуги человеческой психики можно навсегда испугаться той ответственности, которую несет мать (или другое значимое для ребенка лицо). И понимая это,  сразу отказаться от идеи вообще заводить детей. Поэтому я тихо радуюсь тому, что пришла в психологию в зрелом возрасте (почти шутка).

Следуя этой логике можно сказать и обратное. Как бы мать ни старалась, она все равно нанесет своему ребенку какую-нибудь травму развития. Поэтому лучше махнуть на все рукой и спокойно жить и воспитывать детей как получается. И возможно это — лучшее решение… лучше, чем постоянно жить в тревоге.

Можно искать компромиссы. И выбрать что-то (у каждого своё), что сделает вас «достаточно хорошей матерью». Это термин известного британского детского педиатра и психотерапевта Д. Винникотта.  Винникотт признавал, что мать может ненавидеть своего ребенка, и это нормально. Мать может ошибаться, и это в порядке вещей. Мать вообще живая и нуждается в признании, одобрении, поддержке и собственном пространстве.

Дальше можно не читать.

Но если вам интересно, то сторонники теории привязанности выделяют 5 компонентов материнского поведения, которые помогут ребенку чувствовать себя хорошо:

1. Поддерживать контакт с ребенком.

Мы часто думаем, что мы в контакте, а оказывается — нет. Когда мы сильно озабочены какой-то задачей, выполнения которой мы хотим добиться от ребенка, мы забываем о контакте.

2. Быть доступной ребенку.

Это важно для детей любого возраста. Малыш, начинающий отделяться от мамы и исследовать мир, нуждается в том, чтобы постоянно возвращаться к ней и находить ее на месте. Отделяющийся подросток также нуждается в том, чтобы родители были доступны, когда ему плохо, одиноко, неуютно или что-то непонятно.

3. Быть чувствительной к его состояниям и переживаниям.

Чувствительность или чуткость наверное самая важная категория. Она  позволяет осуществлять остальные 4 действия. Чуткости можно научиться, наблюдая за ребенком, за его реакциями и проявлениями. Чуткость почти равнозначна пониманию.

4. Быть с ребенком, но не ребенком.

Это значит — не заражаться его чувствами злости, обиды. Быть с ним в этих состояниях, но стараться сохранять спокойствие.

5. Объяснять ребенку его чувства и состояния.

Ребенок нуждается в том, чтобы ему объясняли как устроен он сам и как устроен мир. Для этого важно озвучивать его чувства, желания, ожидания. «Ты плачешь оттого что не получил того что хотел. Это правда очень обидно», «Ты весь побелел, обычно так происходит, когда ты сильно волнуешься», «Ты ожидал, что мы проведем это время вместе, но не получилось. Ты расстроен. Любой бы расстроился. Давай подумаем как это исправить».

Совсем неправильно думать, что мать должна быть хорошо функционирующей машиной и исправно следовать всем 5 пунктам без ошибок. Их можно держать в голове, чтобы в нужный момент на них опереться — для восстановления контакта с ребенком, для поддержания душевного равновесия и хорошей атмосферы в доме.

Вам не надо осуществлять все 5. Попробуйте выбрать какой-то один и  придерживаться его определенное время. Оценить результаты, поэкспериментировать с другим.

И помните, даже если вы где-то ошиблись, у вас всегда есть День Сурка, когда можно переделать то, что не получилось накануне, неделю или год назад.

Светлана Миронова

Светлана Миронова

Психолог

Поделиться записью в социальных сетях: