Тренируем память легко

Что такое память? Везде пишут, что наука до сих пор не нашла ответ на этот вопрос. А на мой взгляд, все просто: наша память – это мы сами. Память – это наша история: детские переживания, важные события, милые лица, любимые занятия, профессиональные знания и проч. Нет памяти – нет личности.  В этом и заключается трагедия людей, заканчивающих жизнь заболеваниями, связанными с потерей памяти – болезнь Альцгеймера, амнезии, другие дефекты памяти, связанные с различными нарушениями.

В любом возрасте хочется сохранять память — ясной, восприятие — свежим, концентрацию внимания — устойчивой. Перенапряжение, стрессы, нехватка сна иногда играют с нами злую шутку, заставляя замирать от страха, подозревая приближение склероза, неумолимого и беспощадного.

Помню, как некоторое время назад, будучи чрезмерно загруженной работой, я несколько раз забывала забрать
машину у метро. Обычно я хожу пешком от дома до метро, но периодами – доезжаю на машине.

В один из таких периодов, приехав на машине утром, вечером я несколько раз возвращалась без нее. Чаще я
вспоминала о ней тем же вечером и либо плелась к метро, чтобы привести заблудшую, либо, не находя сил,
ложилась спать. Но однажды я напрочь о ней забыла. Утром, собираясь поехать на машине, я вышла во двор, и,
не обнаружив машину ни в одном из закутков, похолодела от ужаса. Я не могла вспомнить где я вчера оставила
нашу семейную движимую недвижимость. Тут и вспомнился анекдот о провалах в памяти.

И вдруг меня осенило: я не могла вспомнить ничего о своей машине за вчерашний день, потому что я оставила ее
у метро позавчера!

Вот так в сорок лет пришлось серьезно задуматься о винпоцетине.

Все же я не стала принимать винпоцетин. Постаралась снизить нагрузку, а также задумалась об упражнениях по
тренировке памяти и мозговой деятельности в целом. А поскольку времени по-прежнему было мало, подобрала для
себя упражнения, которые можно было встроить в канву моего трудового дня. Вот что получилось:

Дорога на работу занимает час. Прекрасная возможность для тренировки мозговой мышцы.

1. Для начала упражнение для балансировки межполушарных связей. Называется оно «Представьте себя в Иксе».
Надо представить, что Вы находитесь в пространстве фигуры Х, прямо по ее центру. Для этого надо подобрать
максимально приятный для себя Х. Я предпочитаю представлять что-то вроде «энергетических волн», образующих Х.
И я посерединке. Этот образ надо удерживать – столько сколько возможно.

Подойдет и любой другой образ, связанный с удержанием своего внимания одновременно по обеим сторонам своего тела.
Заодно помогает удержать равновесие в вагоне.

Если мозг устал и перегружен, этим упражнением, в разных вариациях, можно заниматься всю дорогу. На работу
приедете отдохнувшими.

Тем кто учится, это упражнение поможет быстро и эффективно разгружать уставший мозг, усваивать и запоминать
новую информацию.

2. Если силы есть, то далее следует непосредственная стимуляция мозговой деятельности путем: выполнения простых
арифметических действий в уме (сложение и вычитание многозначных чисел, перемножение и деление двузначного числа
на однозначное, потом двухзначных чисел между собой, можно и до трехзначных дойти), подбор рифм, подбор ассоциаций,
представление образов на заданную тему (типа «сегодня я веду методический семинар, ну-ка посмотрю на что это
похоже… о, Боже, какое чудище!!»), ну и так далее. Кстати, Вы можете попробовать сделать вычисления в уме до
выполнения упражнения с Х, а потом — после. Почувствуйте разницу.

3. И снова про межполушарный баланс. На работе, как только удавалось присесть за стол, я частенько брала лист
бумаги и по карандашу в каждую руку и рисовала симметричный рисунок обеими руками. Однажды взяла акварельные
краски (в рабочем столе психолога чего только не водится). Оторваться было невозможно.

4. Также старалась включать левую руку в процесс жизнедеятельности – кружку, ложку, мышку – делегировала левой
руке.

5. Если выдавалось время для физкульт-минутки, делала несколько упражнений, связанных с перекрестными движениями (и это — развитие межполушарного баланса), например:

  • Рисование носом (или ртом, лбом, кому как удобно). Для этого надо представить, что к носу или другой части лица прикреплена кисточка для рисования. Этой кисточкой рисуем в воздухе цифру 8 или знак бесконечности, а можно и то и другое. Можно присоединить цвет, т.е. рисовать тем цветом, который в данный момент наиболее приятен. При этом важно, чтобы дыхание было ровным, а тело – расслабленным.
  • В быстром темпе маршировать на месте. Каждый раз, когда левое колено поднимается, дотрагиваться до него правой рукой и наоборот. Движения должны быть энергичными, чтобы каждый раз, когда колено опускается, рука поднималась выше головы.
  • Массаж ушных раковин. Возьмите мочку уха большим и указательным пальцем и мягко помассируйте мочки ушей. Через пару минут продвиньтесь выше и так промассируйте ушную раковину по кругу.

Кстати, эти упражнения хорошо проделывать перед ответственными мероприятиями – выступлением, экзаменом и проч.
Их легко выполнить и взрослому и ребенку (для детей можно адаптировать упражнение с Х). Как я уже упоминала,
улучшается способность усваивать новую информацию и эффективно держать ее в памяти.

Во всяком случае, таков мой опыт: машину у метро и в других местах я больше не забывала, несмотря на загруженность.

Автор статьи: психолог Светлана Миронова

Светлана Миронова

Светлана Миронова

Психолог

Поделиться записью в социальных сетях: