Продолжаю цикл статей о личностных расстройствах.
О нарциссах уже много написано. Но, на мой взгляд, несколько однобоко. Чаще о том, какие они грандиозные и как от них страдают и разрушаются все, кто встречается на пути. «Берегись нарцисса!» — основной рефрен многих статей.
В этой статье я хочу очень коротко осветить иную сторону нарциссического расстройства — хрупкость и уязвимость так называемых «тонкокожих» нарциссов (термин психоаналитика Г. Розенфельда).
Внутреннее Я такого человека хорошо показано в мифе о Нарциссе через образ девушки Эхо, влюбившейся в главного героя. Нарцисс отверг Эхо и от стыда она спряталась и живет в пещерах, откликаясь лишь эхом на голоса Других.
Стыд и зависть — 2 основных чувства человека, который боится, что желание близости с другим человеком будет видно окружающим. Неважно о каком желании идет речь — сексуальном или романтическом или желании дружбы. Все они одинаково опасны. И они депрессивно уходят от жизни. Прячут себя под мешковатыми одеждами, под личиной профессионала или очень занятого человека.
Но вся эта занятость лишь поверхностная. Нарциссически организованный человек не может позволить себе даже увлекательного хобби, хотя и может мечтать о нём. Увлечься чем-то (не говоря уж о кем-то) — это значит потерять контроль над своими влечениями, импульсами, раствориться в океане жизни или потребностей другого человека.
Но потребность в близости у такого человека все же велика и иногда она прорывается наружу. И тогда «тонкокожий» нарцисс может влюбиться, идеализируя и восхваляя избранника или избранницу. Но яркое чувство недолго остается на поверхности, встретившись с неизбежным разочарованием: ведь рядом не Бог, а живой человек. В такой ситуации нарцисс чувствует разрушение всех надежд и снова уходит вглубь себя, как Эхо в пещеру.
Такие люди чувствуют себя будто пустыми и ненаполненными. Они не понимают себя и могут поддерживать свою самооценку лишь пользуясь мнением о себе других людей.
Нарциссическая организация личности формируется в раннем детстве. «Тонкокожесть» — это судьба очень чувствительных и эмоционально одаренных детей. Они чутко схватывают непроявленные, невыраженные эмоции и ожидания взрослых членов семьи к себе.
Наблюдения показывают, что чаще всего такой ребенок растет один в полной семье, где его способности бессознательно используются взрослыми для поддержания их собственной самооценки. И тогда ребенок начинает чувствовать неуверенность в отношении того чью жизнь ему надо прожить. Он растет послушным и покладистым, поступает в институт, который выбрали для него родители, дружит с детьми, которые удобны взрослым. И в середине жизни находит себя одиноким, растерянным и непонимающим кто он такой и чего он хочет. Одиночество такого человека подпитывается тем, что он чувствует себя «не вписывающимся» ни в одну компанию, тусовку, группу.
Интенсивность нарциссических проявлений варьируется у разных людей. От некоторых черт, в целом не сильно мешающих жить и получать удовольствие от жизни — до ярко проявленных особенностей, составляющих характер человека.
Многие исследователи склоняются к мысли о том, что наш век, где требования внешней среды иногда почти полностью подчиняют человека гонке за успехом и достижениями — это век нарциссизма, подвергающего людей страданиям о несбыточном прекрасном идеале.
Но есть и хорошая новость. Психотерапия может помочь «тонкокожему» нарциссу показывать свои истинные чувства без страха и стыда, научиться принимать других не используя и не идеализируя их, открыться возможностям жизни с другими, даже если в этом есть риск потери и разочарования.
Светлана Миронова
Поделиться записью в социальных сетях: