Редко кто обращается к психологу, когда все в порядке. Или даже не в порядке, но терпимо и привычно. К психологу мы идем, когда становится невыносимо больно, запредельно обидно, отчаянно одиноко. Со всех сторон… во многих сферах нашей жизни. Т.е. в кризис.
На что мы надеемся, когда приходим к специалисту в критической ситуации?
Чаще всего люди, приходя на прием, мобилизуются, собирают себя в кучу, чтобы не расплакаться, не расслабиться, а максимально эффективно использовать время общения с психологом для решения ситуации. И это, в общем, неплохой знак, говорящий о том, что у человека еще есть силы, что он не у последней черты.
В то же время в кризисной ситуации наше восприятие может быть искажено, чувствительность снижена либо повышена, оценка собственных сил неадекватна. Но приходя к специалисту этаким героем, мы конечно, стараемся не упасть в грязь лицом, показать «Я — взрослая!». Психолог тоже бывает рад, что пришел на прием осознанный, рациональный человек.
И вот начинается работа по решению ситуации, где вам с позиции взрослого и с помощью рекомендаций психолога надо разруливать какие-то сложности в личной, семейной, профессиональной жизни. Иногда получается и ситуация выравнивается. Иногда — нет. Проходит несколько встреч, и вы ощущаете какую-то еще большую усталость, чем до прихода к психологу, злость на специалиста, нежелание и сопротивление следовать рекомендациям, какой-то плохо осознаваемый саботаж, когда делаешь так, чтобы не получилось, чтобы прийти потом и сказать: «А ваши рекомендации не работают»… и попасть в кризис, теперь с психологом. Веселенькое дело, да?
Что же происходит?
В кризисе мы попадаем в воронку психической травмы. Когда актуализируются травматические эпизоды нашего прошлого, когда нас отбрасывает в детские реакции с такой силой и скоростью, что мы ничего не успеваем понять или предпринять («Сама не понимаю, как я так совсем с катушек съехала», «До сих пор удивляюсь, как я могла так орать»…). Там мало сил, много беспомощности и отчаяния.
Каждый раз, когда мы пытаемся «мобилизоваться», мы расходуем своего рода НЗ (неприкосновенный запас) психической энергии, который заканчивается очень быстро. И поэтому если мы из этого состояния начинаем что-то быстро решать, чаcто такие попытки обречены на неудачу. Исключение могут составлять случаи, когда действовать надо немедленно, например если болен ребенок или другой близкий человек. НЗ истощится и кризис настигнет, но к тому времени мы можем действительно решить ситуацию.
Что в такой ситуации делать?
Во-первых, не пугаться, если вскоре после начала работы с психологом вы, после прилива сил, почувствовали себя совсем истощенной. Так часто бывает.
Во-вторых, обсудить ваше состояние с психологом. Если специалист знает о закономерностях травматических переживаний (не все психологи знают, кто-то работает в формате консультирования, коучинга, личностного роста и проч), он поменяет тактику работы и сделает приоритетным ваше переживание кризиса и поддержку, а не решение ситуации. Хотя решение ситуации часто следует само собой, когда мы чувствуем себя понятыми и получаем поддержку.
Будьте здоровы и счастливы!
Автор статьи: психолог Светлана Миронова
Светлана Миронова
Поделиться записью в социальных сетях: