6 необходимых действий по отношению к подростку

В предыдущей статье «5 тайных чувств, скрываемых подростками» были описаны трудности подросткового возраста и их влияние на дальнейшую жизнь. Возникает законный вопрос — что делать? Как уберечь подростка от хронических жизненных неудач и разочарований?

Теоретически, это несложно. Существуют определенные вещи, о которых важно помнить, есть даже проверенные на опыте многих родителей технологии контакта с подростком. Вкратце,  вот они:

  1. Быть внимательными к состоянию подростка.

В подростковом возрасте состояние колеблется от эйфории до депрессивных эпизодов. Если вы внимательны и откликаетесь не только на пиковые, но и на более тонкие проявления, подросток будет чувствовать себя понятым. Это не значит, что если вы что-то упустили, то быть беде. Иногда погрустить в одиночестве полезно для развития чувств. Но если вы внимательны к себе и своим состояниям, то вы не упустите и что-то важное, что происходит с вашим подростком.

2. Искать подходы, основываясь на том, что для подростка важно.

Не каждый подросток захочет раскрываться, чем-то делиться, что-то рассказывать. Однажды я пыталась отзеркаливать чувства   моего сына в разговоре с ним (что-то типа «Похоже ты расстроен»), он не принял этот способ контакта. То ли я слишком формально, по-ученически использовала этот способ, то ли в тот момент ему было необходимо что-то другое. Пришлось подбирать альтернативу. Оказалось, что самое лучшее, это когда в разговоре с ним я больше использую «Угу», «Ага» и «Ого».

3. Воссоздавать близость, контакт.

В статье «Как разговорить подростка» я подробнее пишу о разных способах установления контакта. Хорошо, если вы сможете быть активны в  поиске тем для разговора, опять-таки основываясь на интересах вашего сына или дочери. Заодно больше узнаете о мире современного тинейджера.

4. Поддерживать и признавать хорошесть подростка, даже если он поступает плохо.

Детям любого возраста хочется быть хорошими, нужными и полезными. Хвалите за помощь и хорошие поступки, используя «Я-высказывание», рассказывайте подросшему ребенку что вам нравится в нем. Дети часто не знают какие они, не видят своих хороших сторон. Формируйте его представление о себе в позитивном ключе. Что бы ни случилось, не отворачивайтесь от подростка, не игнорируйте его эмоциональные потребности, не наказывайте молчанием и пренебрежением. Ищите причины трудного поведения и говорите, говорите, говорите с ним.

5. Ставить границы неприемлемому поведению.

Неприемлемое поведение должно быть обозначено. Конечно, чаще подростки сами понимают, когда накосячили, но не всегда. И нюансы — почему это хуже того, а то лучше этого им тоже не всегда ясны. Спрашивайте что сам подросток думает о том или другом. Назначайте санкции за неприемлемые поступки. Составьте для себя список возможных санкций, проявите фантазию, но помните, что лучшее наказание — естественные последствия.

6. Обучать тому как устроен мир — развеивать вредные стереотипы и прививать полезные.

Найдите повод рассказать подростку о поучительном случае, произошедшем на вашей работе, о том как вам удалось или не удалось что-то сделать и о ваших чувствах по этому поводу. Делитесь с ним или с ней полезными историями, которые вы нашли в сети или услышали от кого-то. Обязательно говорите с ним о том что такое сила и слабость, мужественность и женственность, мягкость и грубость и т.п. Смотрите вместе хорошие фильмы, хотя бы раз в месяц, 2 месяца, полгода и обсуждайте их.

Все это возможно в той или иной степени тогда, когда мы сами знаем что такое близость, контакт, что такое быть хорошим или хорошей и обладаем полезными, помогающими ценностями и убеждениями.

А что делать, если не знаем? Узнать никогда не поздно, но чем раньше, тем лучше. Приглашаю на встречи с психологом, консультации или психотерапию по вопросам отношений с детьми или на групповые встречи.

Светлана Миронова

Светлана Миронова

Психолог

Поделиться записью в социальных сетях: