UA-75873193-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Многоликий страх. Как справиться со страхом?

Страхом обычно называют эмоциональную реакцию организма, возникающую в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям.

Интересно проследить развитие страха на нейронном уровне. Оказывается, при возникновении страха срабатывают сразу два механизма, функционирующих одновременно в 2-х нейронных путях:

1й, подкорковый, унаследованный нами от инстинктивных, животных функций, позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога.

2й путь, корковый, обусловленный развитием у человека высших психических функций, позволяет нам более точно
оценить ситуацию.

При фобиях, когда нарушается общий уровень функционирования человека, второй путь работает с ошибками. Это
приводит к тому, что человек чувствует страх на стимулы, не несущие реальной опасности.

Поскольку страх многолик, психологи не оставляют попыток классифицировать разные его проявления. Наиболее
известная и простая – деление страхов на рациональные (обоснованные, реальные, про то, что происходит сейчас)
и иррациональные (необоснованные, связанные с событием, которое может произойти, а может и не произойти).

А вообще, бояться можно чего угодно. Любое явление может стать объектом фобий/страхов.

Почему так происходит и как справиться со страхом?

Еще З. Фрейд объяснял возникновение невротических страхов из-за того, что либидо (влечения сексуального характера)
не используется по назначению. Т.е. если человек подавляет сексуальное влечение, он начинает испытывать страхи
разного характера, иногда переходящие в фобию.

Последователь Фрейда А. Адлер построил свою теорию на том, что к возникновению страха ведет подавление не либидо,
а агрессии. Если человек подавляет злость, гнев, раздражение, значит надо неизбежно ждать появления какого-нибудь
страха.

И та и другая теория подтверждаются эмпирически, путем наблюдения за собой. Один из примеров из собственной жизни:

Как-то мы всей семьей уезжали с дачи, сборы были долгие, шумные. Я вдруг ощутила страх по поводу того, что в
дороге с нами может что-то случиться. Фантазия рисовала катастрофические картины – ДТП, катастрофа. Чем больше
я об этом думала, тем больше крепла уверенность в том, что так и произойдет. Однако судьба нам благоволила, мы
доехали быстро и без происшествий. Дома, проанализировав предшествующие дороге сборы, я поняла, что злилась на
детей, которые баловались и не могли быстро собраться. Однако я подавила свою злость так, что даже не успела ее
заметить, и на ее место пришел страх.

Похожий механизм работает, когда мы испытываем страх смерти своих детей или родителей.

Подавлять (вытеснять) свою злость мы учимся с детских лет. В процессе социализации ребенок не раз злится на
своих близких. Злость ребенка часто имеет примитивные формы, вплоть до фантазий смерти родителей. Однако такие
фантазии неприемлемы, и они подавляются внутренним запретом на проявление злости. И тогда ребенок начинает
испытывать страх.

На основании опыта работы с людьми, обращающимися ко мне за помощью и своего личного опыта, я с
уверенностью могу утверждать, что подавление других сильных эмоций и влечений, а также подавление и неисполнение
движений нашей души – стремлений, намерений – приводит к замещению этих процессов страхом. 

Помните закон сохранения энергии? Энергия не появляется и не исчезает, она трансформируется в другие формы энергии.

Еще одно важное обстоятельство: иррациональный страх может возникать как следствие психической травмы.

Как я уже упоминала в статье о психической травме, наши внутренние психологические защиты формируют своего рода
жесткий каркас вокруг ранимой части души. И как только возникает событие, чем-то, пусть даже отдаленно,
напоминающее первичную травмирующую ситуацию, наши защиты «заставляют» нас испытывать страх и отказываться от
действий, способных принести болезненные переживания. 

  • Так, ребенок, испытавший в детстве игнорирующее отношение родителей и одиночество, во взрослой жизни будет часто бояться, что его могут оставить близкие люди.
  • Ребенок, не получающий поддержки, став взрослым, будет испытывать страх при мысли, что ему предстоит взяться за новые проекты или что-то изменить.
  • Ребенок, которого воспитывали как спасателя своих несчастных близких, может бояться достичь успеха, т.к. его успех может означать поражение любимого родителя, так и не реализовавшего себя. 

В процессе работы с клиентом, переживающим страх психолог прослеживает ту длинную цепочку событий и переживаний, приведших человека к тому или иному страху. И зачастую, приходим к тому, что чтобы справиться со страхом, работать надо с гневом и другими подавленными состояниями, а также с  психологической травмой.

Важно заметить, что сам по себе страх еще и несет своему хозяину информацию о том, насколько силен его дух.
Ведь если он может продуцировать страх такой величины и интенсивности, это значит, что ровно с такой же силой
и интенсивностью он может создавать и другие состояния:

  • гнев - чтобы защитить,
  • сострадание - чтобы помочь, 
  • осознанность - чтобы прояснить,
  • мужество - чтобы победить.

Это подтверждает мой опыт. На консультирование при страхах и фобиях, панических атаках к психологу обычно обращаются люди, наделенные сильным духом, но приученные сильно подавлять (или наоборот не контролировать) свои естественные проявления.

Автор статьи: психолог Светлана Миронова